Ребенок в «Карусели развода»

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВАЮЩИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ

В современном обществе отмечается численное увеличение разводов среди супружеских пар. Можно долго спорить о причинах распада семей, однако бесспорным остается то негативное воздействие, которое может оказать развод родителей на психо-эмоциональное состояние ребенка. Душевная травма, нанесенная ребенку разводом родителей, может отразиться на всей его дальнейшей жизни. Ребенок, у которого еще окончательно не сформировались защитные механизмы не может в одиночестве справиться с тем количеством психического напряжения, которое обрушивается на него.

ЦЕЛЬ: УСТРАНЕНИЕ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ТРУДНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ НА ВСЕХ ЭТАПАХ РАЗВОДНОГО КРИЗИСА В СЕМЬЕ.

В течение 1-го года после развода родителей большинство детей проявляют различные признаки, характерные для состояния стресса. В конфликтных семьях, еще до стадии распада семьи, недовольство родителей часто изливается на ребенка, и он чувствует вину за эти конфликты, боится оказаться их причиной. И в ситуации развода «магическое мышление», характерное для ребенка, и его эгоцентрическая позиция вынуждает обвинять себя, видеть в себе причины развода родителей. Подавленность, чувство вины — естественные спутники ребенка, переживающего развод родителей; быть брошенным никому не нужным — это, пожалуй, основной страх; злость, агрессия, низкая самооценка и чувство собственной никчемности — основные эмоции, переживаемые ребенком.

Ему чрезвычайно трудно выдержать такой груз психического напряжения. В сложной семейной ситуации ребенок остается наедине со своими переживаниями. Невысказанные эмоции, чувства и переживания вызывают у ребенка фрустрацию, приводят к нервно-психическому и мышечному напряжению, усугубление чего развивает дезадаптивные стили поведения и эмоционального реагирования. Экспрессивные формы изобразительного искусства составляют важный путь к внутреннему миру чувств и переживаний. В рисунках-проекциях ребенок говорит о своем внутреннем мире, он его социализирует. Задача психолога — посмотреть тревожные зоны, исследовать возможности и ресурсы ребенка, развить связи с поддерживающими фигурами — защитами в реальности

Творческая изобразительная деятельность ребенка в арт — терапии помогает укреплять его личность, структурировать мировоззрение. Она является продуктивным методом борьбы с внутренним хаосом, с деструкцией, со стрессом. Подобный опыт арт — терапевтических занятий позволяет приобрести новый опыт, упорядочить его и выразить с помощью ясно очерченных образов. Своевременно оказанная психологическая помощь семье ребенку, переживающего развод, поможет пройти этот сложный жизненный отрезок, избежав слишком тяжелых и часто непоправимых душевных травм.

Продолжительность 60 минут (включает рекомендации для родителей), частота 1 раз в неделю, количество встреч подбирается индивидуально в зависимости от психо-эмоционального состояния ребенка.